Деревни и сёла,  Исчезнувшие населенные пункты Красногорья,  топонимика

Сельцо Плотниче Архангельского собора. Версия локализации.

статья в разработке

Около года назад, во втором сборнике Губайловских чтений была опубликована моя статья про село Банское-Борисоглебское. Там мы с Вами рассмотрели историю данного населённого пункта от момента первого появления в источниках до момента исчезновения. В той статье указывалось, что в ряде публикаций современных исследователей (Чернов С.З. «Структуры землевладения Великого московского княжества в XIV—XV вв. по данным микрорегиональных комплексных исследований».) село Банское отождествляется с селом Плотничье. Однако уже там я высказал некоторые моменты подтверждающие исследования Е.Н.Мачульского, который в своё время писал о нахождение села Плотничье в районе Опалихи. Банское же, как мы уже говорили располагалось  за рекой Банькой напротив Ново-Никольского. (ссылка на статью про Банское). К сожалению, Евгений Николаевич не привёл в своей книге «Красногорская земля» сами межевые документы по селу Плотничье с некоторыми из которых он безусловно был знаком. Думаю, пришло время расставить наконец все точки над «i» в вопросе локализации села Плотничье. И помогут нам в этом именно документы межевания, опубликованные в своё время в разных советских сборниках, посвящённых феодальным и монастырским архивам. Собранные воедино они приоткроют нам завесу тайны исчезнувшего поселения. Плюс к этому в 2023 году мне удалось разыскать две очень интересные карты 19 века, которые окончательно прояснят ситуацию. Но обо всём по порядку.

Для начала вспомним что нам известно про село Плотничье.

На данном этапе мне встретились семь документов, касаемых села Плотничье, все они были в разное время опубликованы в сборниках актов феодального и монастырского землевладения. Коротко рассмотрим каждый из этих документов

Первый датируется исследователями рубежом 1499/1500 гг. Содержит упоминание границы между деревней Бортниковой, принадлежащей селу Плотничье и деревней Даниловской, принадлежащей селу Лужскому (будущее Ильинское). В тексте также упоминаются принадлежащая селу Плотничье деревня Часовникова (позже в источниках не упоминалась), деревня Борзые (ныне в Одинцовском районе) и деревня Романова в верховьях речки Горетинки, принадлежавшая Троице-Сергиевой Лавре (располагалась тоже где-то в районе Опалихи, но локализация затруднена).

В документе указано, что крестьяне деревень Бортниковой и Даниловской судятся между собой за право пользоваться одним из участков расположенных у реки Горетинки. При этом старожилы с каждой стороны указывают на время за какое они помнят эти самые границы между деревнями. Так например один из старожилов села Плотничье принадлежавшего Архангельскому собору, помнит  границы за 60 лет до этого спора, т.е. предполагается, что на рубеже 1430-1440х Плотничье уже существовало и даже имело установленные границы с соседними поселениями! Т.е.время возникновения села это как минимум первая четверть 15 века, а возможно и раньше.

Источник:
Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. Конца XIV – начала XVI вв. Том III.
Издательство «Наука» Москва – 1964 г. стр.75


Следующий по времени документ датирован 1507 годом. Перед нами разъезжая грамота между землёй села Плотнича Архангельского собора и землёй села Уваровского Чудова монастыря. Снова старожилы с обеих сторон показывают судьям свои варианты межи, проходившей между землями двух сёл. Из топонимов в тексте упоминаются:

деревни — Кузнецовская, Ондронова, Климова, Воиславль, сёла — Плотниче, Уваровское, Павшино, а также некая Еуртовъская огорода, речка Большая Баня (так тогда порой называли реку Баню, в отличии от малой Бани, которая в 20 веке станет Синичкой) и Проклятая дорога (так иногда в источниках того времени называли Волоцкую дорогу, часто также употребляли название Клятиха).

Третий документ датирован 1519 годом. Перед нами очень подробная разъезжая грамота между селом Нахабино Троице-Сергиева монастыря и селом Плотниче Московского Архангельского собора. Упомянуты при определении границ следующие деревни: селу Плотниче Архангельского собора принадлежат деревни Болсуново, Завражье, Хрущова, Ольшунина, Козлово, Лискино селище, Мартияново селище, а селу Нахабино Троице-Сергиевого монастыря принадлежат деревни Дьяконова, Высокая, Кириллова.

Источник:
Акты Русского государства 1505-1526.
Издательство «Наука» Москва – 1975 г. Стр.166

Четвёртый документ датирован 1542 годом. Перед нами разъезжая грамота о межевых границах между землями села Нахабино, принадлежавшего Троице-Сергиеву монастырю и землёй села Плотнича Архангельского собора. При этом указывается что оба села находятся в Банском стане. Позже название Банский стан в документах не будет употребляться, окончательно уступив место названию Горетов стан. Из интересного — в тексте упоминается несколько деревенек нашей округи к концу 16 столетиями ставших пустошами. Тут же они пока обозначены как жилые, видим, например деревню Псариху о которой я упоминал в публикации про село Банское-Борисоглебское (Красногорье №28). Упомянуты при межевании следующие деревни: селу Плотниче Архангельского собора принадлежат деревни Псарёва, Опалихина (будущая Опалиха), Дудкина (не локализована), селу Нахабино Троице-Сергиевого монастыря принадлежат деревни Быкова (не локализована), Подберёзье (не локализована), Карпова (не локализована), Вельяшова (не локализована). Также в тексте видим упоминание Плотницкого поля и Плотницкой дороги.

«Акты Российского государства.
Архивы Московских монастырей и соборов XV — начало XVII вв».
Научно-издательский центр «Ладомир», 1998
стр.58

Пятый документ это информация из Писцовых книг 16 века под редакцией Калачова, собранных и изданных им в 1872 году. Видим список запустевших к 1580-ым годам поселений. Перечислим их, ведь это важная информация о существоваших в 16 веке селениях этой округи. Список упомянутых пустошей выглядит так: пустошь, что была сельцом Плотниче, пустошь, что была починком Лыткиным, пустоши, что были деревнями: Болсунова, Хрущёва, Кулишова, Селище, Опалихина, Обросимово, Старая, Болгунова, Заречная, Грунино, Хоменец, Бортниково, Безникова, Гориносово, Горнева, Ворыпаева, Еремеева, Остратова, Власова, Петрушино, Щетинино, Псарёва, Пенягино, Мякино, Збоева, Кузнецова. Причины запустения многочисленны, вот что пишет Е.Н.Мачульский:

На подмосковные земли обрушились страшные эпидемии чумы в 1551 и 1571 гг., бесчинства опричников Ивана Грозного и, наконец, набег крымского хана Девлет-Гирея, войско которого разграбило Подмосковье и угнало в плен более 20 тыс. мирных жителей. В писцовой книге, составленной для учета населения в 1584 г., на многих страницах тянутся скорбные перечни «пустошей, что были деревни». Во владении Архангельского собора навсегда запустели села Банское и Плотничье и все «тянувшие» к ним деревни, прекратилась обработка земли, а «пашня лесом поросла». Е. Н. Мачульский. Красногорская земля. Первое издание. 1991 Г. https://kihm.ru/krasnogorskaya-zemlya-1/tajny-zemli-podmoskovnoj

Источник:
Писцовые книги XVI века Н.В.Калачова.
Санкт-Петербургъ 1872
Стр.153

Шестой документ датирован 1601 годом (затем он подтверждается грамотами и в 1605 и в 1623 гг.). Плотничье снова упоминается как пустошь. Список упомянутых в этом документе пустошей по сравнению со списком 1580-х в целом повторяет тот, но названия некоторых деревень звучат иначе, плюс упоминаются две новые пустоши, Скворцово и Кирилово, тоже принадлежавшие селу Плотниче, но не упомянутые в документе 1580-х. Список 1601 года выглядит так: пустошь, что была сельцо Плотниче, пустошь, что была починок Лыткин, пустоши, что были деревнями: Болсунова, Хрущёва, Окулишево, Селище, Опалихино, Обросимово, Старова, Болсунова, Заречная, Грунино, Хоменец, Бортниково, Бездискова, Гориносово, Горьнева, Ворыпаево, Еремеева, Остратово, Власово, Петрушино, Щетинино, Псарёва, Пенягино, Мякино, Збоево, Кузнецово, Скворцово, Кирилово.

Источник:
Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси.
Конца XIV – начала XVI вв. Том III.
Издательство «Наука» Москва – 1964 г. Стр.77

К большому сожалению в этом документе не перечислены поименно деревни относящиеся к селу Банскому-Борисоглебскому. Что же касается деревень относимых к селу Плотничью, то из всего списка запустевших к последней четверти 16 века селений в дальнейшем снова были заселены и возродились только три, Опалихино, ставшее Опалихой, Гориносово (Гореносово) и Пенягино. Предположения по поводу расположения некоторых деревень из грамот указанных выше есть, однако они выходят за рамки данной статьи и требуют отдельной публикации.

Наконец ещё одним документов упоминающим Плотниче  является купчая 1603 года.

Особенно интересным является то, что крестьянин деревни Болсунова, как и Плотниче принадлежавшей Архангельскому собору, продаёт свою избу, находящуюся в Плотниче крестьянину села Ангелова.  Интересно, что Плотниче к этому моменту является уже нежилым поселением, чему свидетельство грамоты 1580-х и 1601 года, приведённые выше, однако на пустоши продолжали оставаться опустевшие дома. Вероятно и крестьянин деревни Болсуновой владевший пустующим домом в Плотниче мог ранее проживать именно в этом запустевшем селе. Но факт остаётся фактом – изба в Плотниче была продана, а затем скорее всего разобрана и перевезена в Ангелово, которое в отличии от большого количества запустевших в округе селений смогло выстоять и аккумулировать на своей территории крестьян и после опричнины и после эпидемий конца 16 века и после Смутного времени. Избу свою Иван Кузьмин с сыном своим Моисеем продали за 40 алтын (полностью со всем внутренним добром) и клеть за 10 алтын (с закромами) сыну Ангеловского крестьянина Семёна Туровского, Никифору Семёновичу Туровскому.

Источник:
Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI в.  Часть 2.
Издание академии наук СССР. 1956 год. Стр.463

После этого в источниках Плотниче более не встречается.

Изучая межевые документы, приведённые выше, давно обратил внимание, что Плотничье точно должно быть локализовано южнее Волоколамской дороги, между Опалихой, Гореносово и Чернево. В межевых документах как видим упоминается Плотницкое поле, Плотницкая дорога, стоял вопрос лишь точного местоположения.

Теперь рассмотрим картографические материалы:

на достаточно подробной карте — плане дач генерального межевания на деревню Гореносово на удивление нет никаких следов пустоши, пашня занимает все пространство окружающее Гореносово, лишь на самых границах с другими владениями обозначен лес.
Карта 1838. виден пруд и некая пустошь, в конце этой статьи вы увидите, что это оказывается именно место бывшего села Плотничье.
Карта Шуберта. с ресурса ЭТОМЕСТО. видны очертания пустоши,в конце этой статьи вы увидите, что это оказывается именно место бывшего села Плотничье.
Топографическая карта 1878 года. с ресурса ЭТОМЕСТО
Карта Москвы и окрестностей ГК ВСНХ-СССР 1927 года. с ресурса ЭТОМЕСТО
Москва и окрестности. карта 1964 года. ресурс ЭТОМЕСТО.

К сожалению, карты 18-20 веков не дают однозначного ответа о месте расположения пустоши Плотниче, мест пригодных для этого было предостаточно, значимой зацепкой являлось упоминание Е.Н.Мачульским местности Плотница в районе современного завода Лексредств. По его информации именно на «Плотнице» возник будущий завод Лексредств.

Поодаль от усадьбы, на месте старинной пустоши Плотниче, в 1930 г. организуется отделение совхоза имени XVI партсъезда. впрочем, просуществовало оно недолго — несколько лет спустя на его основе создан виварий, где разводили кроликов для исследовательских учреждений Народного комиссариата здравоохранения. Здесь было положено начало строительству жилого поселка Лекарственного треста, при котором в 1938 г. возник небольшой завод «Лектехпром» всего с 50 работниками, впоследствии он увеличивался и менял названия: «Фабрика лекарственных растений», «Московский завод по переработке лекарственного сырья», с 1969 г. «Красногорсклексредства». Е. Н. Мачульский. Красногорская земля. Второе издание. 2006 г. стр.217https://kihm.ru/krasnogorskaya-zemlya-2/opalikha

В личном разговоре с несколькими старожилами мне, к сожалению, не удалось подтвердить или опровергнуть эти данные. Плотницей сейчас эту местность не называют. По воспоминаниям моих родителей в советское время на просеке у завода Лекарственных средств проводился праздник Русской берёзки.

В этой ситуации, для локализации поселения, вероятно так бы и пришлось довольствоваться  лишь сообщением Е.Н.Мачульского. Однако помог случай. Изучая описи одного из фондов Санкт-Петербургского архива выбрал для заказа план села Чернева и план деревни Гореносово. Когда их прислали оказалось, что они гораздо подробнее самых подробных планов дач генерального межевания 1760-х годов. Присланный план был сделан в 1860 году и отрисован с указанием всех имеющихся поблизости от Чернево и Гореносово урочищ.

На плане села Чернева, который публикуется в открытых источниках впервые мы видим Плотницкую дорогу идущую в юго-западном направлении от села Чернева в сторону Гореносова.

Обратите внимание, что каждое поле имело своё собственно название: Поле за кабаком, Поле на камнях, Поле по Плотницкой дороге.

На плане деревни Гореносово, фрагмент которого также публикуется впервые видим продолжение этой дороги, а также три урочища: Праслиха (по речке Праслихе), Долгий луг на северной окраине Гореносова и самое главное видим местность Плотница! Она располагается на прямом пути между Гореносово и Чернево, теперь если посмотреть на предыдущие карты, то заметим, что и на них эта местность чётко выделяется, на части из этих карт указан и пруд около которого очевидно и располагалось селение, проблема тех карт лишь в том, что там отсутствовало само название исчезнувшего селения, а на этой карте оно имеется. И Плотница и Праслиха и Долгий луг ни на каких других картах до этого не встречались! Таким образом микротопонимика Красногорья пополнилась сразу тремя новыми объектами.

Выводы:

Совокупность представленных выше документов позволяет надёжно локализовать сельцо Плотничье, бывшее наряду с селом Банским-Борисоглебским пожалованиями великих князей Архангельскому собору. Заодно эти документы снимают наконец вопрос отождествления этих сёл. Становится очевидным, что это не один и тот же населённый пункт как указывается в ряде исследований. Оба села существовали параллельно и в 15 и в 16 веке и были пожалованы Московскому Архангельскому собору в разное время. Однако пока остаётся открытым вопрос более точной датировки возникновения и исчезновения этих поселений. Ведь указанные в источниках 1451 год для села Банского и 1499 год для сельца Плотничья лишь первые даты упоминания, но не возникновения. При этом в тексте грамоты за 1499 год указывается о старожилах помнящих межевые границы села Плотничья за 60 лет до этого. Это даёт нам возможность обозначить время возникновения Плотнича как минимум концом 1430-х-началом 1440х. гг., и тогда оно, быть может, даже древнее села Банского. Дискуссионен и вопрос времени окончательного исчезновения этих поселений. Вопрос локализации упомянутых в списках почти трёх десятков исчезнувших деревень также требует дальнейшей проработки. Исследования продолжаются.

Список литературы

Грамоты из архива Московского Архангельского собора // Археографический ежегодник за 1997 год. М. 1997.

Дебольский В.Н. Духовные и договорные грамоты московских князей как историко-географический источник. – СПб., 1901.

Жалованные грамоты Кремлевского Архангельского собора 1463–1605 года // Русский дипломатарий, Вып. 2. М. Археографический центр. 1997.

Зимин A.A. О хронологии духовных и договорных грамот великих и удельных князей XIV–XV вв. // Проблемы источниковедения. – М., 1958.

Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV–XV вв. – М.; Л.. 1948.

Чернов С.З. Структуры землевладения великого Московского княжества в XIV–XV вв. по данным микрорегиональных комплексных исследований»

Е. Н. Мачульский. Красногорская земля. Второе издание. 2006г.

РГАДА. Российский государственный архив древних актов.

РГИА. Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург). Фонд 1350.

РО РГБ. Рукописный отдел Российской государственной библиотеки. Фонд «Волынские»

Кусов В. С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Карты уездов. Описание землевладений. Т. I, II. М., 2004.

Акты Российского государства. Архивы Московских монастырей и соборов XV — начала XVII вв. М., 1998.

Акты социально-экономической истории Северо-восточной Руси в XV – XVI вв. Т. 1-3. М., 1964.

Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI вв. Ч. 1-3. М., 1951-1961.

Альманах «Красногорье» № 12 за 2008

«Село Банское-Борисоглебское — исчезнувший центр сельской округи XV–XVII вв.» Ермолов В.Н.

«Губайловские чтения. Материалы II научно-практической конференции» 12 ноября 2022 г. — М.: Издательство ИТРК, 2022. 

сентябрь 2023.


По мере поступления новой информации материал заметки будет дополняться, на данной момент статья в разработке.

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *