
Никольская церковь в селе Чернево. 17 век.
Находившееся на Волоцкой дороге село Чернево издавна посещалось патриархами и правителями России, особенно после того, как в середине 17 века был построен Ново-Иерусалимский монастырь, ведь село оказалось аккурат на пол -пути между ним и Москвой, потому и церковь Черневская была очень посещаема, впрочем отмечу, что изначально церковь Успенской не была, так как она была посвящена Николая Чудотворцу, отчего и село именовалось Никольское, Чернево тожъ, итак:
Поможет нам разобраться в этом вопросе исследование изданное на рубеже 19 и 20 веков — «Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии : Вып. [1 — 11]. — М., 1881-1913.»
Напомню. что впервые на страницах писцовых книг село Чернево появляется в 1591 году, уже тогда в частности говорится при межевании села меж двух хозяев «старая улица того села», т.е. село явно основано как минимум за несколько десятилетий до первого упоминания и скорее всего уже тогда имело церковь, посвящение которой правда не указано.
Читаем далее сведения за 1635 год — « церковь Николы Чудотворца в селе Никольском…(время постройки определить трудно), также в 1646 году упоминается священник — поп Елисей.

далее уточняется, что вообще- то помимо холодной церкви Николы существовала теплая с трапезною, посвященная Илье Пророку, обе клетского типа. Кстати, на будущее запомним имя попа Тимофея Васильева, оно нам еще пригодится.

что такое клетский тип храма? смотрим определение таких церквей и некоторые изображения сохранившихся до наших дней клетских храмов, чтоб понять какой была Никольская церковь в Чернево в 17 веке. Клетская церковь — Деревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простейшим вариантом покрытия.

надо отметить, что село Чернево было куплено у Волынских патриархом Никоном с помощью некоторых лазеек в законодательстве, что само по себе интересно))


но вернемся к названию села, для начала Никон решил избавиться от названия Никольское, вот в 1659 году даже отметил что впредь именовать просто — патриаршее село Чернево)

Впрочем он не стал долго ждать и вскоре снова сделал название села двойным, основав Русскую Палестину — Ново-Иерусалимский монастырь и поименовав все ближайшие к нему речки, холмы, сады на Палестинский манер он и Чернево велел именовать — селом Назарет,

так оно и стало звучать в документах, Назарет, Чернево тожъ, причем несмотря на дальнейшую опалу и ссылку патриарха само наименование села Назаретом встречается даже в документах 18 века. в частности при описании беспорядков в селе в 1762 году:
«…На монастырском скотном дворе, «за разграблением того села Назарецкого крестьяны», не досчитались 6 овец и баранов, 5 гусынь и гусаков, 4 индейских кур, остальной скот пришлось перевести на скотный завод при монастыре.
«Хлеб из житниц арженой и с приплодным по урожае реченые назарецкие крестьяне разграбили по себе», березовый и дубовый лес в двух заповедных рощах «того села крестьяне самовольною рубкою привели в опустошение»
vk.com/club82445742?w=wall-82445742_221
также мы видим, что Никольская церковь упоминается в 1669, 1678, 1685 и 1688 (в последний раз) годах…

а вот в 1704 году упоминается уже Успенская церковь

и действительно, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построена в самом конце XVII века (в 1690-е, что было указано на доске её сожжённого престола) на пожертвования царевны Татьяны Михайловны вместо к тому времени обветшавшей Никольской церкви.
Затем, через приблизительно 200 лет обветшала и Успенская церковь и было решено построить новую о чём и говорится на страницах вестника «Неделя строителя» за 1897 год. Новый храм был сооружён на средства купца А.Я.Полякова, хорошо известного любителям Красногорской истории, стоимость храма составила не менее 50 000 рублей. В 1897 году в храме ещё продолжали храниться шёлковые облачения с протканными серебряными цветами — дар царевны Татьяны Михайловны. ( по информации из вестника Неделя строителя 1897 N1-52) vk.com/club82445742?w=wall-82445742_513

Напоследок ещё один интересный момент, помните я просил запомнить имя попа Тимофея Васильева? Проследим теперь из этих материалов все упоминания священников:

теперь всё это попробую представить более наглядно, выписав священников, смотрите:
1646 год — поп Елисей;
1657 — 1685 гг.(почти 30 лет!!!) — поп Тимофей Васильев;
— при нем в 1669 дьячком его сын Мартын;
— при нем в 1685 дьячком Алешка Фёдоров;
1704-1710 гг. — поп Мартын Тимофеев (сын Тимофея Васильева)
— при нём дьячком его сын Иван Мартынов
который сам становится священников в 1720 году,
1720 — поп Иван Мартынов
— при нём его сын Степан Иванов
Т.е. династия священников пошедшая от упомянутого в 1657 году Тимофея Васильева прослеживается по этим документам на целых 63 года —
Тимофей Васильев — Мартын Тимофеев — Иван Мартынов — Степан Иванов!!
(напоминаю, что фамилия тогда были не у всех, и сын упоминался со своим именем плюс отчеством отца, кстати в 21 веке среди европейских народов это сохранилось только у исландцев)
Благодарю за внимание!
Влад Ермолов 23. августа 2018 года.
впервые публиковал этот материал тут: https://vk.com/club82445742?w=wall-82445742_1746

